Проповедь митрополита Симона (Новикова),
Рязанского и Касимовского (+2006 г.),
в день памяти собора Архистратига Михаила.
Животворящей Троице Трисвятую песнь
припевающе, всякое ныне житейское отложим
попечение. Яко да Царя всех подъимем, ангельскими
невидимо дориносима чинми (Херувимская песнь).
Возлюбленные во Христе братие и сестры!
Какие загадочные слова поются за Литургией! Кто может слушать их без трепета? Вдумайтесь: «Мы таинственно изображаем Херувимов». Не подобное ли изображается подобным? А мы изображаем Херувимов. Значит, в каждом из нас есть что-то подобное Херувиму, сходное с Херувимом – с многоочитым, как совесть, Ангелом Божиим. Но не наружное, не внешнее это сходство. Сходство человека с Херувимом внутреннее, таинственное – в глубине души его. Это сходство духовное. Есть у человека великая по своему значению херувимская сердцевина души, ангельское ядро ее. Но оно сохраняется в тайне и невидимо для плотских очей.
Бог вложил в человека лучший дар Свой – Образ Божий. Но в самых внутренних кладовых души таится этот дар, эта драгоценная жемчужина, в илистой, некрасивой раковине погребена она среди тины на дне душевного моря.
Если бы не скрыл Бог дара Своего, то человек своим небрежением мог бы осквернить дар Божий, теперь же он дается в руки лишь тому, кто видит его, а видит его лишь потрудившийся над облагораживанием своей души.
Все мы в грехах. Но мы, в теле своем, как в скудельном сосуде, носим миро многоценное. Сверху загрязненные, а внутри ослепительно лучезарные. Таковы все мы, братие и сестры.