Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов... Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости. Правда, среди канонизированных святых большой процент падает на монахов и архиереев, но это совсем не значит, что людям иного образа жизни путь к святости был закрыт. Ведь и в общественной жизни не только те герои, кто удостоился той или иной награды. Сколько героев безызвестных, чей подвиг в дни войны остался незамеченным в горячих условиях боя, но тем не менее они являются героями. И ведь всякий военный или гражданский подвиг все же видимый, а в жизни духовной подвиг, духовный героизм, то есть святость, сокровенен, и только Бог его видит и знает. Естественно, что те, кто стоит на свещнице, более видны миру, но истинная святость находит себе место в любом человеке, который к ней стремится и прилагает усилия. В каноне, который мы слышали вчера вечером за всенощным бдением, были такие слова, прославляющие святых: «Именитых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших...» Такие часто никем не знаемые святые все же прославляют Бога своим существованием, а мы всех их прославляем сегодня, объединяя в своих молитвах.
Поясню это еще одним примером. Один великий подвижник молился Богу, чтобы узнать, как ему достигнуть совершенства. А святой этот был уже прославлен и от людей, и от Бога за многие свои подвиги и духовные труды. И был ему голос: «Иди в такую-то весь, к живущим там двум женщинам и поучись у них... Ты еще не вошел в меру их подвига». Придя туда, куда ему было указано, он увидел двух простых тружениц, занятых плетением корзин.