Было отмечено, что из нашей жизни часто ускользает настоящее.
Мы глубоко погружаемся в воспоминания о прошлом, испытывая о нем ностальгию, или предвосхищаем будущее, оставляя при этом без внимания текущий момент жизни, забывая, что будущее рождается именно из настоящего. И от того, как мы это настоящее проведем «здесь и сейчас» – будущее зависит непосредственно, и в первую очередь, конечно, наше ближайшее будущее.
Исходя из понимания важности хранить чистоту сердца и молитвенную настроенность в каждый настоящий, текущий момент жизни, было упомянуто о различных способах трезвения, согласно учению прп. Исихия Иеруса-лимского, как то:
1. Неотступно следить за мечтаниями или прилогами:
2. Иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться.
3. Непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа.
4. Иметь в душе непрестанное памятование о смерти.
Стремясь, согласно 1-му пункту, неотступно следить за мечтаниями или прилогами, человек может противодействовать им силою гнева, который следует обращать на эти самые прилоги. После употребления своего нерасположения, своего гнева таким образом, необходимо мысленно обратиться к Богу и начать призывать его в кратких молитвенных обращениях, например: “Господи помилуй, Господи спаси, Господи защити.”
Выказывая гнев в этом смысле (против худых помыслов и душевных переживаний), мы можем непогрешительно исполнять слова псалмопевца, как говорится об этом в 4-м псалме: «Гневайтеся, и не согрешайте... »
В этом же духе учил противодействовать вражеским прилогам и душевным переживаниям и архимандрит Авель (Македонов), наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии (+ 2006 г.).