uzor top uzor bottom


uzor bottom

новомучеников, исповедников и подвижников благочестия; что может быть это и были те самые “десять праведников”, благодаря которым Господь помиловал нашу страну, несмотря на страшный безбожный эксперимент, который осуществлялся в 20-30-е и последующие годы.

7. Насельник Спасского монастыря г. Рязани иеромонах Николай (Куликов) представил доклад на тему “Отечество Небесное и Отечество земное – осмысление патриотизма в монашестве”.

В начале своего доклада отец Николай, комментируя слова ап. Павла из его послания к Ефесянам (Еф. 3: 14–15), сказал, что “всякое земное Отечество есть образ Отечества Небесного” и потому благоразумная забота о земном Отечестве есть свидетельство нашего желания стяжать Отечество Небесное.

Эта мысль ап. Павла перекликается с изречениями святых отцов, некоторые из которых о. Николай процитировал – в частности, свт. Филарета, митроп. Московского, который по этому поводу говорил: “Худой гражданин земного Отечества и небесного не достоин”.

Отец Николай подчеркнул, что на Руси патриотическая идея стала характерной чертой менталитета русского народа, духовной основой развития российской государственности.

Укреплению государства русские иноки способствовали своими молитвами и добрыми делами, при необходимости вставая на защиту своих монастырей от иноплеменников.

В качестве примеров проявления патриотизма в русском монашестве были рассмотрены примеры двух подвижников благочестия нашего отечества – преподобного Сергия Радонежского и святителя Феофана Затворника.

О прп. Сергии, как великом молитвеннике и умиротворителе русских князей известно многое.

Раскрывая патриотическую позицию святителя Феофана, о. Николай привел выдержки из его писем – как он воспринял Русско-Турецкую войну 1877 года. Хотя святитель считал, что война попущена за прегрешения русского народа, однако, поскольку она ведется в защиту христиан, то в случае