Как же достигнуть этой цели? Единственно теми богочеловеческими средствами, которые Христос даровал намчерез Церковь, и которые мы обретаем в церковной жизни – в церковных таинствах, в православных подвигах ради стяжания добродетелей.
С помощью Божией исправляется весь строй жизни человека, в. т. ч. и мышление человека.
О. Мисаил привел следующую цитату из сочинения прп. Иустина (Поповича) о влиянии мышления на развитие православной культуры
“Если мыслишь мысль чистую и святую, знай, ты созидаешь православную культуру. Всякое твое святое ощущение, всякое святое желание, всякое святое слово, всякое святое дело – это зодчий православной культуры”.
Указал о. Мисаил и на суть современной западной культуры, сравнив ее с подлинной, православной культурой. Для этого он привел цитату из творений прп. Иустина (Поповича): “… первая и высшая заповедь православной, святосаввской культуры (т. е. культуры прп. Саввы Сербского): «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф.6,33).
Но западная культура ищет прежде всего этого второстепенного приложения. В этом ее язычество, ибо, по слову Спаса, язычники ищут прежде всего этого приложения. В этом трагизм западной культуры, ведь она истощила душу в заботе о вещах.
3. Игуменья Феодосия (Дикарева) из Казанского женского монастыря Касимовской епархии выступила с докладом “О чтении святых Отцов, как одном из важнейших пособий в деле стяжания внутренней православной культуры”.
Свои доводы о пользе чтения Святых Отцов игуменья Феодосия позаимствовала, в первую очередь, в творениях свт. Игнатия (Брянчанинова).
Будущий святитель, еще будучи кадетом, спрашивал у светских наук: “что вы даете в вечную собственность? Покажите мне вечное богатство, которое я мог бы взять за пределы гроба. Но светские науки молчали.”