В своем докладе о. Николай подчеркнул, что на плечи русского монашества легла великая задача национально-культурного просвещения.
Он отметил, что характерной особенностью творческого служения русского иночества является понимание творчества прежде всего как богообщения и соработничества с Богом.
“Чем больше следуем мы за Господом в хранении заповедей Его, – процитировал о. Николай архим. Софрония (Сахарова), – тем шире и глубже становится наша личность”.
Следствием этого внутреннего духовного преображения делается то, что подвижник приобретает способность проявлять себя в широком спектре творческого личностного служения: в сфере социального устройства общества, просвещения, возделывания и обустраивания новых земель, миссионерской, административно-хозяйственной деятельности, благотворительности, науки, литературы, религиозной философии, иконописи, музыкального искусства, архитектуры, в сфере духовного наставничества и воспитания личности.
Особая роль древнерусского иночества, в частности, – отметил докладчик,– заключается в создании отечественной письменности и особенно двух ее жанров: проповеди и летописи. Первая свидетельствует о религиозно-нравственном, а вторая – о национально-культурном служении монашества.